Методика

Развитие и воспитание ребенка в клубе самодеятельной песни «Свечи»

Семенов Сергей Юрьевич, руководитель детского клуба самодеятельной песни «Свечи» МОУ-гимназии №21 р.п. Кольцово Новосибирского района Новосибирской области

Введение

Уже более 20 лет я работаю над вопросами использования жанра авторской песни в воспитании подрастающего поколения. За это время мной был накоплен большой опыт, благодаря знакомству с теорией и практикой известных специалистов в данной области (В.Ланцберг, Ю.Устинов, А.Дулов, С.Никитин), а также изучению работ советских и российских педагогов (С.Т.Шацкий, И.П.Иванов, А.С.Макаренко и др.) и разработок московской учителей Е.Н.Басовской и В.И.Новикова. Но самым ценным оказался все же свой собственный практический опыт — 19-летняя работа с детьми в клубе самодеятельной песни «Свечи». Возникнув в 1989 г., «Свечи», по моему замыслу, должны были стать как центром воспитания детей, так и отправным пунктом в создании клубной системы в родной школе. На сегодняшний день можно смело утверждать, что замысел удался, что нашло свое отражение и в моей работе «Развитие и воспитание ребенка в клубе самодеятельной песни «Свечи» (авторская педагогическая технология), и в практической деятельности кольцовской гимназии №21

Основная идея

В чем основная идея КСП «Свечи»? Еще С.Т.Шацкий писал, что «основная идея детского клуба – создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». И добавлял, что также «в детском клубе должны быть представлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в создании жизни». И клуб самодеятельной песни пошел именно по этому пути, по пути сочетания детского начала и элементов взрослой организации жизни. Была создана среда обитания — создана совместными усилиями взрослого и детей, — в которой все себя чувствовали комфортно, уютно и в то же время учились друг у друга. А точнее, всех учила жизни сама среда. Другая идея заключалась в том, что вся среда обитания в клубе строится на жанре авторской (бардовской) песни. Именно из этой песни можно черпать все то, на чем мы должны воспитывать ребенка: добро, справедливость, чувство товарищества, верность, душевность, любовь, все то, что делает человека человеком. Простота в восприятии, доверительность, лиризм, естественность авторской песни позволят нести человеку все эти добродетели ненавязчиво, ненарочито. Ребенок попадает в мир человеческих отношений, и важно, чтобы этот мир песен стал для него реальностью в клубе, а затем и в жизни. «И главное — говорит В.Ланцберг — не то, как он поет или играет на гитаре, а как он воспринимает то, о чем поется в песне, как он поступает потом в жизни; человек не должен лгать в песнях». И, наконец, третье. КСП «Свечи» существует как пример другим. И в гимназии постоянно возникают новые объединения. Клуб – это та ячейка гимназии, на которой держится вся внеклассная жизнь. И если этих ячеек будет много, то практически каждый ребенок учащийся обретет ту среду обитания, которая воспитает его как личность.

Цель и задачи

Из идеи создания клуба возникает и основная цель – воспитание личности. КСП «Свечи» — не только творческий коллектив, но и школа жизни. Поэтому и задачи воспитания здесь стоят соответствующие. Кроме развития творческих способностей это: 1. Научить восприятию авторской песни как руководству к действию 2. Научить общению, в том числе и разновозрастному 3. Подготовить подростка к взрослой жизни 4. Воспитать патриота, гражданина Выполнению главных задач способствует решение отдельных, более мелких (текущих) задач: знакомство с творчеством бардов, обучение игре на гитаре и исполнительскому мастерству, привлечение к организации внутриклубной жизни и дел, направленных на общество, сплочение коллектива через песню и коллективное творческое дело и др. Нужно сказать, что цель и задачи обучения, воспитания и развития в клубе обуславливаются не только представлением руководителя о порядке вещей в мире, но и природными потребностями детей. Со временем, когда КСП «Свечи» уже стал заметным явлением сначала в области, а потом и в Сибири, была поставлена очень серьезная задача объединения вокруг клуба всех других детских КСП в единое движение России и Казахстана. Такая задача предусматривает развитие очень многочисленных связей с различными структурами организациями общества. Подобная задача очень органично вписалась в основную цель работы: дети действительно стали ощущать на себе всю серьезность и взрослость деятельности, а также ответственность за порученное дело.

Бардовская песня как основа

Основным материалом для работы в КСП, конечно же, являются бардовские песни. Причем все, разного плана и содержания. Не следует авторскую песню подделывать под особенности возраста. Другое дело, что подать эту песню можно по-разному, но песня должна оставаться песней. Есть множество веселеньких детских песенок, которые непременно должны присутствовать в клубе, ведь это так близко детям, но не стоит бояться петь и взрослые, серьезные песни, ведь именно они в первую очередь определяют те ценности, на которых будет воспитываться ребенок. На основе авторской песни ребенок чуть раньше взрослеет, чуть раньше начинает понимать взрослую жизнь. И сам ребенок стремится к этому, стремится стать в понимании некоторых вещей взрослым. А как появляется в клубе песня? Ее несет каждый, кто так или иначе познакомился с творчеством какого-то барда, и передает другому при помощи гитары — основного инструмента в клубе. Саму авторскую песню я отнес бы все же к устному творчеству, которое особенно действенно при непосредственном общении людей. Ни один сборник песен с нотами не заменит задушевного разговора под гитару. И не случайно ребята часто предпочитают петь те песни, которые они услышали от другого, а не те, которые вычитали в книгах. И любимыми становятся те песни, которые услышаны от любимого человека, песни, исполненные любимым голосом. Так и происходит погружение в человеческие ценности, посредством гитары, авторской песни, ненавязчивого общения. Но кроме песенного общения существует множество дел, через которые ребята проходят, и так или иначе себя при этом проявляют. Эти дела и являются той лакмусовой бумажкой, которая показывает, чего стоит человек, стали ли ценности, которые проповедует авторская песня, его личными ценностями, или нет. Особо нужно остановиться на такой особенности содержания работы КСП «Свечи», как личная творческая деятельность ребенка. На первом этапе пребывания в клубе ребенок способен только усваивать то, что ему предлагается, он постепенно впитывает в себя духовные ценности, которые дает ему авторская песня. Ребенок повторяет чужие слова и воспринимает их положительно. Слова песни становятся частью его жизни, он начинает в своих поступках следовать этим словам. Это очень важный момент – восприятие на репродуктивном уровне. Но еще более важно, когда ребенок начинает находить свои слова, свою песню. Многие ребята из клуба сегодня пишут свои стихи, песни, музыку, а это значит, что они пытаются самостоятельно объяснить свое мироощущение. Пусть вначале не все получается, и стихи корявые, и мелодия похожа на какую-то другую, но это их собственное видение мира, это их самовыражение. И этому самовыражению обязательно надо помогать. Клубная среда позволяет это делать.

Средства воздействия на ребенка

Начав разговор о содержании деятельности КСП «Свечи», я невольно стал обозначать средства воздействия на клубовцев. Как идет воздействие на человека в КСП «Свечи»? В-первую очередь посредством авторской песни, причем здесь необходимо говорить не только о самих песнях и их содержании, но и о тех людях, которые написали эти песни. Многие авторы-исполнители могут стать, и стали, для ребят прекрасным примером в жизни. Не случайно таким авторам посвящены многие наши вечера: В Высоцкому, Ю.Визбору, Б.Окуджаве и др. Очень сильным средством воздействия на клубовцев является личная встреча с автором-исполнителем, особенно если это признанный мастер и просто хороший человек. Общение с С.Никитиным, А.Городницким, А.Дуловым, В.Долиной и др. в стенах клуба имело колоссальное воспитательное значение. Но средства воздействия нужно искать и внутри клуба. Здесь немаловажное значение имеет фигура руководителя. Для детей это самый близкий и ежедневный пример в поведении. В связи с этим руководитель должен предъявлять себе самые высокие требования, помня о том, что клубовцы будут ему подражать. При этом руководитель не поучает, он просто подает пример, пример во всех делах, которые проходят в клубе. Руководитель не может, не имеет морального права потребовать от ребенка того, чего сам никогда делать не будет, поэтому он должен сам участвовать в различной деятельности. От этого руководитель только выигрывает. Ребята верят в него и в ту самую авторскую песню, которую он им несет. Однако примером для ребят может быть не только руководитель, примером могут быть клубовцы, которые давно уже в клубе – «старики». Они во всем помогают руководителю, постоянно воссоздают вокруг себя нужную психологическую среду, являются тоже фактически руководителями. Они готовы и способны провести любое занятие, вечер, трудовое дело. «Старики» помогают руководителю охватить вниманием всех клубовцев. И «старики» тоже становятся теми людьми, с которых клубовцы берут пример. Важным средством воспитания в клубе, безусловно, является и коллективное творческое дело. Особое значение приобретает дело, направленное на общество, социально востребованное. Кроме чувства локтя и коллективного чувства ответственности, у ребят возникает осознание своей нужности обществу, полезности своей деятельности. Кроме перечисленных средств воспитания, конечно, существует и гитара, и технические средства, но это, на мой взгляд, вторично в работе КСП «Свечи».

Мотивация деятельности в клубе

Отдельно необходимо остановиться на способах мотивации деятельности клубовцев. Совершенно недопустимо, чтобы клубовец участвовал в делах под страхом чего-либо. Или под давлением руководителя. Творчества в этом случае не будет, даже в таком простом деле, как порядок в клубе. В данной ситуации самым главным мотивом является то, что клуб – это дом, в котором живут клубовцы по своим законам, это дом, который они сами себе построили, в котором им самим приятно провести время. Это их территория. А свое, родное, человек всегда будет лелеять. Законы, негласные традиции клуба тоже являются мотивом к деятельности. Они передаются из уст в уста, от поколения к поколению, и новички принимают их сразу, потому что «так было всегда». У детей появляется боязнь быть не принятым, не понятым в клубе, если они будут нарушать законы КСП. Стойким мотивом в деятельности многих клубовцев является стремление быть таким, как… Здесь важно, чтобы перед глазами ребенка были только положительные примеры со стороны руководителя и старших товарищей. Деятельность ребят можно мотивировать необходимостью совершать добрые дела по отношению к другим людям. И таких дел у КСП «Свечи» много: от помощи инвалидам, поздравления ветеранов до организации фестивалей авторской песни. Хорошим мотивом для знакомства с авторской песней является сама обстановка, в которой исполняется песня: это комната, освещенная толь свечами и тихая, задушевная песня. Такая обстановка лечит душу, потому что она спокойная. Еще одним значимым мотивом для детей в клубе является возможность найти себе хороших друзей и общаться с ними в непринужденной обстановке. Ребятам важно находиться в кругу единомышленников, где тебя поймут, защитят. Ребятам важен психологический комфорт. И, наконец, хотелось бы остановиться еще на одном мотиве. Это чувство сопричастности. Посвящение в ксповцы, награждение знаками клуба и фестивалей «Кольцово» заставляют дополнительно ощущать себя частью клуба. А это обязывает ко многому. Отличительные знаки означают, что перед вами человек, на которого можно положиться. Необходимо сделать вывод, что все мотивы лежат в принципе в самой клубовской среде. Мотивами являются те ценности клуба, которые являются общечеловеческими ценностями. А это значит, что ребенок вместе со взрослым создал себе среду обитания и воспринял ее как руководство к действию. Все это определяет актуальность проблемы детских клубов самодеятельной песни. Такие клубы необходимы подрастающему поколению, такие клубы нужны нам, взрослым, ибо позволяют направить процесс воспитания в нужное русло.

Содержание и принципы внутриклубной жизни

Содержание деятельности КСП, не смотря на свою спицифичность, очень велико, и поэтому необходимо правильно сориентировать подростка, правильно организовать погружение ребенка в авторскую песню. Для каждого дела отводятся свои дни. По четвергам, например, в КСП проходят вечера, на которых не происходит никакого обучения, а наоборот, то, чему ребята уже научились, находит здесь свой выход. Четверг — это как итог прошедшей недели, как маленький шаг вперед. В такие вечера зажигаются свечи, гитара идет по кругу и происходит великое таинство доверительного общения. А с ним — ненавязчивое погружение в авторскую песню. По четвергам же в клубе отмечаются все праздники, проводятся тематические вечера по творчеству различных авторов песен. А в остальные дни идет знакомство с авторской песней, обучение игре на гитаре; определяются также специальные дни для подготовки к творческим делам и для трудовых дел. Знакомство с гитарой и авторской песней в основном идет в устной форме и ребятам иногда проблематично запомнить все. В клубе существуют два способа решения этой проблемы. Первый – песенник. Песен много, всех их не переслушаешь и не запомнишь. Но самые любимые стоит записать. Песенник и книжка с авторской песней – это не одно и то же. Песенник – это песни, которые клубовец услышал от близких, любимых людей и восприятие песни в данном случае совершенно иное. Второй способ – это особая система успешной деятельности. Уже в течение месяца ребенок должен почувствовать, что у него что-то получается, что он способный. Даже просто участие в коллективном пении отвечает его ожиданию успеха. А лучше предоставить ему возможность спеть одному в узком кругу. Сложнее почувствовать успех в игре на гитаре. Здесь мной продумана и опробована система первоначального обучения игре на гитаре и исполнению песен под собственный аккомпанемент. В отличии от музыкальных школ я на первых порах сознательно жертвую теорией ради быстрейшего приобретения практических навыков аккомпанемента. Ребенку важно почувствовать зримый успех, иначе интерес может пропасть (что и происходит со многими детьми в музыкальных школах, где первична теория). При этом вокруг ребенка обязательно нужно создать атмосферу поощрения его деятельности, доброжелательности. И пусть клубовец не может пока теоретически объяснить свои действия, пусть даже пока не очень качественно пока аккомпанирует, но это успех! Это возможность стать соучастником исполнения песни. Поверив в себя, ребенок обязательно всему научится. И теорию, пусть позднее, но освоит. Хотя она в авторской песне не так важна. Ведь авторская песня – это в первую очередь непосредственное общение людей, и ты можешь не только услышать, но и увидеть, как исполняется эта песня и тут же ее разучить. Главное – в словах, которые ты с помощью гитары доносишь до собеседника. В клубе очень важно дойти до каждого. Как это сделать, если речь идет о нескольких десятках детей, причем разного возраста? Здесь на помощь приходят «старики», либо ксповцы со стажем. Все клубовцы разбиваются на отдельные группы и «старики» работают с ними. Деятельность в группах может быть разной, но вся она направлена на авторскую песню, на клуб. Подобный способ организации деятельности легко расширяется. В КСП «Свечи» есть хорошее правило: если ты что-то знаешь, или что-то умеешь лучше, чем другие, помоги им догнать тебя. Или наоборот – не стесняйся попросить помощи у того, кто что-то умеет. То есть взаимопомощь позволяет во время занятий охватить всех клубовцев без исключения. Подобная система предполагает и индивидуальные занятия, особенно если речь идет об освоении аккомпанемента, постановке голоса, о выступлении на концерте, или если у ребенка есть особый творческий интерес (в том числе и авторские работы). А также общие – если речь идет о разучивании песен, общих репетициях и т.д. Ну а со «стариками» руководитель занимается уже отдельно, если речь идет о взрослых программах, либо вместе с детским составом, если готовится общеклубное дело. Но это уже не обучение, а сотрудничество. Во время занятий ребята, чтобы не мешать друг другу, распределяются по обеим комнатам и по первому этажу школы. Дети получают возможность раскрепоститься в узком кругу, а руководитель – проследить привязанности и взаимоотношения в коллективе (как дополнение к данным анкеты), отдельно побеседовать с каждым. В обычные дни ребята приходят в клуб по мере возможности, но когда готовится большое дело (вечер, концерт, фестиваль и т.п.), собирается весь клуб. Проводится общее собрание, определяются творческие группы, задания. В таких делах сторонних наблюдателей нет, каждый вносит свой посильный вклад. Каждый ощущает себя ответственным человеком – от новичка до «старика». В таких ситуациях сразу видно кто есть кто. Результаты воспитательного воздействия на ребенка налицо. А после проведенного мероприятия это становится предметом обсуждения в коллективе. Дети сами анализируют свою деятельность. И происходит закрепление в сознании ребенка общественной значимости его поступков.

Деятельность вне клуба и связь с обществом

Но КСП «Свечи» осуществляет не только внутриклубную деятельность, но и выходит на различные территориальные уровни. Причем зачастую не только как участник, но и как организатор. Это очень важный момент в жизни каждого воспитанника и всего клуба. Научившись приносить пользу себе и коллективу, ребята выходят на новый уровень деятельности, который несет пользу обществу, имеет социальную значимость. КСП «Свечи» — постоянный участник и организатор общешкольных и поселковых, городских и областных, сибирских, российских и международных мероприятий. Всю деятельность «Свечей», которая простирается за пределы клуба делится на несколько направлений, которые в большей или меньшей степени связаны непосредственно с самим жанром бардовской песни, но всегда равнозначно связаны с основными принципами воспитания ребенка в клубе. По прямому своему назначению КСП с момента своего существования — постоянный участник и организатор городских, региональных, всероссийских и международных фестивалей авторской песни в Кольцово, Новосибирске, Томске, Юрге, Искитиме, Сростках, Самаре, Турочаке, Шерегеше, Петропавловске (Казахстан). Многие из этих фестивалей являются взрослыми, но это не помешало клубу, начиная с 1993 года, создать несколько детских бардовских площадок, которые объединили юных исполнителей Сибири, а также самим участвовать в них («Сростки» под Бийском, «Бабье лето» под Юргой, «Бабье лето» под Томском). Благодаря деятельности «Свечей» стали появляться новые клубы и объединения, расширив тем самым фестивальное движение, а также омолодив его. Самой значимой детской бардовской площадкой, которую организует кольцовский КСП, стала Областная Школа Авторской Песни «ШАПка». Уже в течение трех лет проводятся летние занятия с ребятами из более 10 клубов области. Очень важным для клуба является участие во Всероссийском фестивале авторской песни Им.В.Грушина. Клубовцы очень неплохо смотрятся на таком высоком уровне, как впрочем и на других фестивалях. Но самым главным событием для клуба в этом направлении является, конечно же, свой родной фестиваль. Гордость КСП «Свечи» — проводимые им на базе гимназии №21 4-дневные международные детские фестивали авторской песни «Кольцово», на которые ежегодно съезжаются около 20 детских клубов России и Казахстана. Ребята справляются со своей тяжелой задачей, так как прошли хорошую школу организации коллективных творческих дел. В течение фестиваля работает дружная сплоченная команда, где нет места предательству, лени, безразличию. Этот фестиваль стал настоящей лакмусовой бумажкой для коллектива. Кто пройдет такое испытание, тот никогда потом не уйдет из клуба, будет преданным товарищем, никогда не бросит в беде. Кольцовский фестиваль стал примером для других клубов и городов. По схожей педагогической методике и организационной схеме стали проводиться чисто детские или детско-юношеские фестивале в Петропавловске (Казахстан), Томске, Искитиме и Нижнекамске. Появилось единое воспитывающее пространство, единая среда, в которую стали погружаться дети. Это многократно усилило эффект включения молодежи в бардовский мир. Кроме деятельности по бардовско-фестивальной линии КСП «Свечи» работае еще по нескольким важным направлениям. Важнейшее из них – Новосибирская Ассоциация Детских Объединений (НАДО). Сам клуб стоял у истоков этой организации и принимает активное участие во всех ее программах и акциях: сборы клубов, учеба актива, шефство над детскими домами, работа по социальной реабилитации в колонии, трудовые акции, участие в концертах и праздниках города, фестивали и др. НАДО – не бардовская организация, но «Свечам» важно работать в ней, так как она позволяет развивать организаторские и лидерские качества, столь необходимые клубу. Разнообразие творческих коллективов в Ассоциации позволяет посмотреть на детское творчество с разных сторон. И это тоже важный опыт: КСП умеет находить общий язык со всеми детьми по главному принципу – творчество. Еще одним направлением деятельности клуба является походная жизнь. Авторская песня немыслима без проживания в палатках. Это обусловило сотрудничество с многими туристическими и скаутскими организациями. Совместные походы и палаточные лагеря под Маслянино, под Томском, на Волге, в окрестностях Новосибирска, школьная Робинзонада – все это стало неотъемлемой частью клубной жизни. Большое внимание «Свечи» уделяют социально значимым акциям и сотрудничеству с Кольцовским обществом инвалидов, Кольцовским Советом ветеранов, Кольцовской больницей. Клуб – постоянный участник Декады инвалидов, праздников театра инвалидов «Кольцобинчик», Дня пожилых людей, программ, посвященных Дню Победы, организатор встреч с ветеранами, концертов и вечеров для ветеранов. В 1995, 2000, 2005 и 2010 годах КСП «Свечи» посвящали свои международные фестивали юбилею Победы, где чествовали ветеранов и вдов. А в 2008 году клубом совместно с известным бардом С.Никитиным была проведена акция «Помоги детям!». Во время концерта в гимназии были собраны деньги для детей-отказников, находящихся в кольцовском детском отделении. Подобное сотрудничество имеет огромный воспитательный посыл, дети учатся с уважением относится к истории, правильно понимать проблемы различных групп нашего общества. Это тем более важно для коллектива, что в его состав тоже входит инвалид. За всю свою историю КСП «Свечи» организационно и творчески сотрудничал еще очень со многими организациями: воинскими частями, лагерями отдыха, милицией, домами культуры, Центрами творчества, кафедрой социализации НИПКиПРО и др. Нужно отметить, что подобная деятельность КСП «Свечи» находит безусловную поддержку со стороны официальных структур, государственных органов. Очень многие значимые дела клуб проводит под эгидой Администрации наукограда Кольцово, Управления по делам молодежи НСО, Городским комитетом по делам молодежи, Домом молодежи. Внешняя деятельность КСП «Свечи» имеет большое значение для бардовского мира. Фактически с него началось детское клубное движение в бардовской песне в Сибири, фактически «Свечи» стали примером для подражания, двигателем новых педагогических идей. Впервые за многие годы существования жанра, на смену классикам и известным исполнителям стали приходит не единицы, а массы молодых людей, не случайно попавшие на фестиваль люди, а специально воспитанные и обученные в клубах, несущие в себе ценности песни со школьной скамьи. Все это сказалось не только на массовости движения, но и на качестве исполнения. А еще это однозначно сказывается на принципах поведения участников фестивалей: меньше стало пьянок, больше хороших песен – ибо так воспитаны участники с детства. Очень важно, что дети из КСП «Свечи» осознают постепенно всю важность деятельности клуба, свою значимость для окружающего мира. Деятельность, направленная на общество, несет в себе великие воспитательные возможности. Воспитанник клуба начинает чувствовать ответственность не только за себя, но и за весь клуб, и всех людей из общества, с которыми он на данный момент осуществляет совместную, сотрудничает, или которым он очень нужен. Такая ответственность дисциплинирует, укрепляет чувство товарищества, формирует принципы поведения в обществе.

Результаты воздействия клуба на ребенка

Для измерения результатов обучения, воспитания и развития ребенка в клубе мне не особо нужны общепринятые формы. Конечно, проводится периодически, например, анкетирование. Но это необязательное в данной ситуации лишнее подтверждение тому, что видишь сам. В клубе, как в семье, каждый как на ладони. И все измеряется поступками, делами. Достаточно посмотреть с какой бережностью и любовью относятся клубовцы к своему помещению. И еще не было случая, чтобы что-то пропало из клуба, чтобы кто-то портил имущество. Все в равной степени пользуются имуществом клуба и берегут его. Но самым трогательным моментом является то, что многие клубовцы несут в клуб различные вещи и оставляют там навсегда для общего пользования. Посмотреть чего стоит подросток можно в пограничных ситуациях: в походе, при организации кольцовского фестиваля и т.п. Умения и навыки аккомпанемента и вокального исполнения отслеживаются по «четвергам», на концертах, фестивалях. Это немаловажные вещи. И все-таки они не являются определяющими при оценивании личности. Первичны человеческие качества. В связи с этим я всегда осторожно относился к грамотам и первым местам. Они в клубе есть, но только по ним нельзя измерять человека. Оценивает ребенка клубная среда, общественное мнение, в котором, правда, можно выделить мнение руководителя и мнение «стариков». И эта оценка дается тактично, доброжелательно. Особой формой такой оценки являются посвящение в ксповцы, вручение клубного (или фестивального) значка, признание «стариком». Рассмотрим результаты воздействия клубной среды на каждого отдельного ребенка. Как правило, тех, кто прошел через КСП «Свечи», отличает высокая степень воспитанности и развития человеческих отношений. Исполнительское мастерство у этих людей может быть разное, но им всегда присущи такие понятия, как доброта, честность, скромность, отзывчивость. Эти люди, уже поступив в высшие учебные заведения, создают вокруг себя ту же атмосферу, в которой воспитывались они сами. Авторская песня становится для них частью души, и они уже идут самостоятельно вместе с ней по жизни и втягивают в авторскую песню других. Но даже еще будучи школьниками, еще не пройдя весь путь к ценностям авторской песни, клубовцы уже резко отличаются от окружающих своим спокойным, уравновешенным характером, скромностью, порядочностью, общительностью, стремлением найти друзей; и даже по внешнему виду, который никогда у них не будет вызывающим. Это особенно заметно, когда КСП «Свечи» вместе с другими новосибирскими детскими объединениями принимает участие в городских творческих программах. А еще важно отметить, что ребенок из КСП «Свечи» всегда становится душой компании, всегда собирает вокруг себя друзей в силу своей общительности и желания устанавливать человеческие отношения между людьми. Особым положительным результатом я считаю желание некоторых «стариков» связать свою жизнь с педагогической деятельностью. А также создание в п. Кольцово еще одного клуба самодеятельной песни — воспитанниками КСП «Свечи». Это происходит благодаря приобретению в клубе навыков педагогической работы. Также детьми приобретаются навыки организаторской работы, исполнения песни под собственный аккомпанемент, работы с поэтическими произведениями, сочинительства стихов и музыки, самообслуживания. А еще нужно отметить у детей, прошедших через КСП «Свечи», хороший художественный вкус. За свою организационную деятельность, за участие в различных программах, концертах и фестивалях как весь клуб, так и отдельные его представители неоднократно награждались дипломами, грамотами и ценными подарками администраций Кольцова, Новосибирска, Новосибирской области и многих городов России и Казахстана. Многие клубовцы заявили о себе уже на взрослых фестивалях. Звания лауреатов и дипломантов областных, региональных и международных фестивалей удостоено уже более 50 человек. Это, конечно, приятный, но не главный момент в жизни клуба. Грамота никогда не была главным мотивом к деятельности у воспитанников КСП «Свечи».

Мой личный опыт

Возглавляя клуб, работая с детьми, я и сам многому от них научился, приобрел хороший педагогический опыт. А участие в фестивалях расширило мое представление об авторской песне. Именно в эти годы я стал больше писать. Выпущено уже несколько сборников стихов и песен, а также аудиокассет и дисков. Приятно, что мое творчество было высоко оценено классиками бардовской песни: званием дипломанта Всероссийского фестиваля авторской песни им. В.Грушина, а педагогическая деятельность губернатором Новосибирской области и Министерством образования и науки РФ. Налажены прочные творческие связи с различными клубами, известными бардами. Мой опыт работы перенят многими людьми, благодаря чему появились новые детские клубы и детские фестивали авторской песни (в Томске, Искитиме, Петропавловске). Произошло то, к чему я прикладывал все свои силы — подъем детского клубного движения в жанре авторской песни в регионах России и Казахстана. В перспективе я собираюсь заниматься этим же всю жизнь. Насколько хорошо я это я делаю сейчас — судить обществу. А для себя я определяю так: если дети приходят ко мне и не хотят уходить – значит, я делаю все правильно.

Возможно ли применение моей технологии другими (вместо заключения)

Разработанную мной педагогическую технологию воспитания через авторскую песню, уверен, можно и нужно применять во всех школах, центрах досуга молодежи и т.д. Для этого требуется совсем немного. 1. Отдельная комната, пусть даже очень маленькая, но все же принадлежащая ребятам. Это будет территория их взаимоотношений, это будет их отдельный мир, который никто не посмеет нарушить. 2. Нужен педагог, который полностью посвятит свою жизнь авторской песне и ребятам этого клуба, не увязывая свою работу с особыми условиями оплаты труда. 3. Хотя бы одна гитара Ничего другого, сверхъестественного, не требуется, все остальное — наживное дело. Обязательно появятся ребята, которые захотят жить по своим ребячьим законам. А вместе с ними можно оборудовать клуб, обеспечить себя всем необходимым для коллективной жизни за счет самих же ребят, придумать творческие дела и осуществить их. По большому счету такой клуб может существовать и без финансовой поддержки со стороны государства. В КСП «Свечи» школьными являются только столы и стулья, остальное все нажито, заработано самими ребятами. Главное в такой ситуации — не ждать, что кто-то тебе поднесет на блюдечке, а самому обустраивать свою жизнь. В процессе этого и рождается настоящий коллектив, настоящий клуб.

КСП «Свечи»: воспитание патриотизма и гражданской позиции
С.Ю.Семенов

Уже более 20 лет я работаю над вопросами использования жанра авторской песни в воспитании подрастающего поколения. За это время мной был накоплен большой опыт, благодаря знакомству с теорией и практикой известных специалистов в данной области (В.Ланцберг, Ю.Устинов, А.Дулов, С.Никитин), а также изучению работ советских и российских педагогов (С.Т.Шацкий, И.П.Иванов, А.С.Макаренко и др.) и разработок московской учителей Е.Н.Басовской и В.И.Новикова. Но самым ценным оказался все же свой собственный практический опыт – 20-летняя работа с детьми в клубе самодеятельной песни «Свечи». Возникнув в 1989 г., клуб «Свечи», по моему замыслу, должен был стать как центром воспитания детей, так и отправным пунктом в создании клубной системы в родной школе. На сегодняшний день можно смело утверждать, что замысел удался, что нашло свое отражение и в моей работе «Развитие и воспитание ребенка в клубе самодеятельной песни «Свечи» (авторская педагогическая технология), и в практической деятельности кольцовской гимназии-интерната №21.
В чем заключается основная педагогическая идея КСП «Свечи»? В создании центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы. В создании среды, где должны быть представлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в создании жизни. Это является прямым продолжением педагогических идей С.Т.Шацкого.
И клуб самодеятельной песни пошел именно по этому пути, по пути сочетания детского начала и элементов взрослой организации жизни. Была создана среда обитания — создана совместными усилиями взрослого и детей, в которой все себя чувствовали комфортно, уютно и в то же время ненавязчиво, в естественном виде, учились друг у друга. А точнее, всех учила жизни сама среда. Подобная среда таит в себе богатейшие возможности для реализации любых целей и решения любых задач.
Развивая идею клубного воздействия на ребенка, я как педагог поставил перед собой главную цель – воспитание личности, гражданина общества. И среди педагогических задач, направленных на достижение цели, особым образом выделил две:
1. Воспитание патриотизма
2. Формирование гражданской позиции
Решение именно этих задач позволяет получить на выходе из школы человека, осознающего ценности гражданского общества, понимающего свой долг перед обществом, стремящегося к активной созидательной деятельности на благо общества.
Все это выливается в одно большое гражданственно-патриотическое направление работы с детьми в КСП «Свечи», которое, наряду с другими направлениями, имеет место быть с самого начала существования клуба.
В основу работы с детьми в КСП «Свечи» положены многие принципы, но особо следует остановиться на трех, которые чрезвычайно важны для работы в указанном направлении:
1. Использование жанра бардовской песни
2. Организация коллективного творческого дела
3. Выход на общество
Остановимся на каждом из принципов поподробнее.
Почему именно бардовская песня? В силу своего поэтического содержания, отражающего человеческие ценности и реалии нашего общества, этот песенный жанр дает позитивный посыл в сознание человека. Бардовская песня и родилась, собственно говоря, из-за большого желания выразить в поэтическом слове то, ради чего стоит жить, то, что должно иметь первостепенное значение в жизни каждого человека. Именно из этой песни можно черпать все то, на чем мы должны воспитывать ребенка: добро, справедливость, чувство товарищества, верность, душевность, любовь, все то, что делает человека личностью. Простота в восприятии, доверительность, лиризм, естественность авторской песни позволят нести человеку все эти добродетели ненавязчиво, ненарочито. Ребенок попадает в мир человеческих отношений, и важно, чтобы этот мир песен стал для него реальностью в клубе, а затем и в жизни. И главное не то, как он поет или играет на гитаре, а как он воспринимает то, о чем поется в песне, как он поступает потом в жизни; человек не должен лгать в песнях. Именно в момент исполнения песни, в момент эмоционального прочувствования содержания песни, происходить маленький шажок по формированию жизненной позиции ребенка. Нужно сказать, что и сам жанр бардовской песни возник в целом как гражданская позиция по отношению к существующему политическому строю. И свою гражданскую позицию бардовская песня отстояла. Это тоже пример для подрастающего поколения. Пример на очень взрослом уровне. Можно однозначно утверждать, что бардовская песня заставляет ребенка взрослеть.
Нужно сказать, что бардовская песня по своей тематике очень разнообразна, охватывает практически все сферы жизни. Во всем этом разнообразии очень важную роль в воспитании ребенка играют песни гражданственного звучания. В КСП «Свечи» разучивание и исполнение таких песен является непременным и обязательным. Это песни родного клуба, гимназии-интерната №21, родного поселка Кольцово – как песни о своей малой Родине. Это и песни о России. Большое место в клубе занимают песни военных лет, а также песни о подвиге и товариществе. Сохранение народной памяти и любви к Родине через песни видится очень важным в воспитательной системе клуба.
Приобщение к бардовской песне, также как привитие любви к Родине, не может быть одномоментным актом. Это процесс длительный, предполагающий поэтапное погружение в песню. В своей методике я выделяю 3 основных этапа погружения:
1. Репродуктивный: восприятие чужих песен. Ребенок слушает песню другого автора, впитывает ценности, обозначенные в песне и старается поступать также, как поется в песне. И делает это вместе со всеми в клубе, и видит положительный пример старших товарищей. На этом этапе очень велика роль педагога, который отвечает за подбор репертуара и мотивацию воспитанника. Стараться жить как в песне – основной итог первого этапа. Это нравственный фон, на котором будет развиваться ребенок как личность.
2. Репродуктивно-творческий: исполнение чужих песен. На этом этапе ребенок не просто слушает песню, он берет на себя ответственность за содержание песни другого автора. Ребенок не просто согласен с ценностями и позицией автора, но сам транслирует песню на общество. Значит песня, в полной мере пропущена через сознание ребенка, значит, ценности другого человека стали его ценностями. Вот здесь он просто обязан жить как в песне, он не имеет морального права поступать в жизни иначе, чем поется в песне. И эту ответственность он чувствует перед товарищами, которые поют вместе с ним.
3. Творческий: создание своих собственных песен. Это этап погружения самый сложный и связан не только с принятием ценностей песни, но и умением поэтически сформулировать свои чувства. Потрясение текстом другого автора не раз вызывало желание у молодых людей эмоционально срезонировать и описать свои чувства в собственном стихотворении. В КСП «Свечи» немало таких примеров. И в своих песнях воспитанники клуба уже позиционируют собственные взгляды на жизнь, обозначают ценности, которым они сами следуют и хотели бы, чтобы следовали другие. Сочинять и петь, как живешь сам в жизни, и проповедовать свою позицию – это самая большая ответственность. На автора начинают ориентироваться другие. И автор должен осознавать свою ответственность за нравственное воспитание других людей.
Подобное поэтапное погружение в бардовскую песню есть путь к самовоспитанию и к формированию гражданской позиции.
Вторым важным принципом работы, и по существу средством воспитания в клубе, безусловно, является организация коллективного творческого дела. Дела, которое может быть полезным кому-то. Здесь также необходимо говорить о поэтапном включении ребенка в созидательную деятельность. Самый первый вопрос, который задает себе и окружающим людям ребенок – для чего или для кого это нужно делать? Практически все дети готовы совершать полезное дело для себя. Это мы назовем первым этапом включения ребенка в КТД. С этого и начинается работа в КСП «Свечи». Завести для себя песенник, настроить для себя гитару, купить себе струны, выучить песню, помыть за собой чашку, убрать за собой со стола и т.д. Умение сделать полезное для себя лично – это необходимый социальный опыт, который пригодится в будущем. Выясняется способность к доброму делу. Если каждый так поступит, то в целом всем в клубе будет хорошо.
На втором этапе включения ребенка предлагается сделать полезное доброе дело для клуба, фактически для своего ближайшего круга друзей. Это уже деятельность на маленькое общество. Собственный интерес ребенка сохраняется, но он понимает, что своей деятельностью он приносит пользу и ближайшему окружению. Важно, чтобы подобная деятельность осуществлялась совместно, коллективно. Это объединяет и воодушевляет. Провести совместную репетицию, сделать уборку в клубе, оформить стенд, подготовить и провести клубный праздник, поздравить одноклубника с днем рождения, создать библиотеку и аудиотеку клуба и т.д. Это уже забота о группе людей и осознание своей полезности не только для себя.
Третий этап наиболее важен, так как на нем ребята учатся делать полезное доброе дело для всего общества. Здесь не важно, идет ли речь о школе, о поселке или о целом регионе и стране. Для ребят из клуба это все едино – это общество, которое окружает нас, которому можно быть полезным. Здесь у ребят наступает понимание того, что коллективно они могут совершить очень значимые дела. Свое «я» отходит на второй план. Организация и проведение концертов, вечеров бардовской песни, фестивалей, встреч с ветеранами войны и ребятами из детского дома, детских площадок, сборов актива, школы авторской песни, помощь инвалидам, пожилым людям и т.д. И что очень важно, одновременно с пользой для общества клубовец несет пользу и для самого себя. Он проигрывает ситуацию участия в жизни общества. Происходит адаптация молодого человека к условиям социума. Этот опыт он, несомненно, использует в своей взрослой жизни.
По мере поэтапного участия в коллективном творческом деле у ребят из КСП «Свечи» развивается чувство товарищества, чувство коллективной ответственности, долга, а самое главное осознание своей нужности обществу, полезности своей деятельности. Такая деятельность становится для ребят основной жизненной позицией. Они осознают себя гражданами общества, которые обязаны направлять свою созидательную энергию на других людей.
Примечательно, что именно во время осознания своей полезности обществу у ребят формируется и уважение, любовь к этому обществу.
В плане работы КСП «Свечи» ежегодно, помимо прочих, обозначены основные социально значимые направления деятельности:
• Сотрудничество с ветеранами войны
• Сотрудничество с обществом инвалидов
• Сотрудничество с молодежными общественными организациями
• Отвлечение молодежи от пагубных сфер деятельности
• Популяризация нравственных ценностей и образа жизни
• Организация общественно полезных дел
Каждый ребенок в клубе проходит через эти направления и является как объектом, так и субъектом воспитательного процесса.

Особым образом следует остановиться на участии КСП «Свечи» в работе Новосибирской ассоциации детских объединений (НАДО). Эта общественная организация возникла в 1991 году как альтернатива распадающейся пионерской организации. Позиционируя свою неполитическую принадлежность, НАДО сосредоточила все свои усилия как раз на развитии ребенка через коллективное творческое дело, на воспитание социально активного гражданина общества. КСП «Свечи» стоит у истоков Ассоциации, первым вошел в ее состав. На сегодняшний день в НАДО входит 32 детских клуба Новосибирска.
Осуществляя различные программы и проекты Новосибирская ассоциация детских объединений способствует:
• Развитию лидерских качеств
• Социализации подростка
• Включению подростка в активную созидательную деятельность

Как мы видим, соблюдение первых двух принципов работы с детьми в КСП «Свечи» неизбежно выводит нас на третий принцип – выход ребят в своей деятельности за пределы своего клуба, выход на общество.
И здесь мы уже можем четко обозначить, зачем «Свечам» выходить за рамки клуба. Это:
• Возможность адаптироваться в обществе
• Возможность быть полезным обществу
• Возможность влиять на общество
Использование этих возможностей и приводит к формированию гражданской позиции молодого человека.
В своей социально значимой и патриотической деятельности КСП «Свечи» выходит на самые разные уровни: гимназический, муниципальный, городской и областной, региональный, российский и международный.
В виде участия это: День рождения школы, День поселка, День пожилого человека, Декада инвалидов, Праздник театра инвалидов «Кольцобинчик», День Победы, Областной фестиваль, посвященный 60-летию Победы, Областной фестиваль памяти Н.Шипилова «Гитара по кругу», Региональный фестиваль для инвалидов «Многоголосье», Региональный фестиваль «Антология военной песни», благотворительные концерты в детских домах, детских колониях, концерты в воинских частях и в областном ГУВД, Всероссийский конкурс Школьных изданий в номинации «Песня о Родине», поход на родину В.Шукшина и др.
Но гораздо большее значение имеет выход КСП «Свечи» на общество как организатора своих дел, потому что это и есть стремление донести до общества свои ценности и обозначить свою гражданскую позицию. Таких дел очень много: вечера военной песни, встречи с ветеранами войны, Областные Школы авторской песни «ШАПка», посвященные 70-летию Новосибирской области и 65-летию Победы, программы Новосибирской Ассоциации Детских Объединений, акция «Помоги детям-сиротам», Международные детские фестивали авторской песни в Кольцово: «Вечный огонь» (50-летие Победы), «Будьте добры!» (акция 2001 г.), «Вспомните, ребята» (60-летие Победы), «Здесь моя Родина» (70-летие Новосибирской области), «Мы все одна семья!» (Год семьи), «Помнит мир спасенный» (65-летие Победы).

Наряду с непосредственной организацией полезных дел КСП «Свечи» занимается популяризацией своих нравственных ценностей через выпуск сборников, кассет, дисков, где в песнях поднимаются темы любви к Родине, нравственности, народной памяти, товарищества и др. Среди сборников песен это: «Возьмемся за руки, друзья!», «Ветер дружбы», «Время свечей», «Будьте добры», «Дорогою добра», «Вечный огонь», «Ты оглянись», «Вспомните, ребята!», «Пора в дорогу», «Профессия быть человеком», «В твоей руке моя рука», «Всем в этом мире нужен друг!», «СемьЯ», «Позови меня тихо по имени», «Помнит мир спасенный». Среди дисков и кассет это: «Будьте добры!», «Мы вдруг садимся за рояль», «Мы все одна семья!», «Приезжайте», «Время свечей», «Река», «сВечная тема», «сВечная тема2», «Тростинка», «Помнит мир спасенный».
Важно отметить, что в сборники, диски и кассеты включены песни патриотического и гражданственного звучания, созданные в стенах КСП «Свечи». Песни о своей школе: «В сентябре», «Самый первый вальс», «Ты оглянись»; песни о малой Родине: «Река», «А что мне остается»; песни о России: «Звонница», «А я молоденький солдат» и др. Благодаря ансамблю КСП «Свечи» также широко популяризируется песня о родном городке «Кольцово».

Включение детей в жизнь КСП «Свечи», по моему мнению, возможно в любом возрасте. И чем раньше начнется работа по формированию нравственных ценностей, тем лучше. В связи с этим в клубе существует 4 возрастные группы, с которыми ведется работа. Детский состав (3-10 лет) занимается по программе «БардИнк» (Бардовский инкубатор). Здесь стоит простая задача – раннее погружение в жанр бардовской песни, привыкание к определенному образу жизни. В данном случае речь идет в основном о детях выросших воспитанников КСП «Свечи» и занятия проводятся совместно с родителями. В семьях же бардовская песня присутствует с рождения ребенка.
Школьный (5-11 кл) и студенческий (до 25 лет) составы являются основной творческой силой, реализующей планы патриотического и гражданственного воспитания молодежи. Клубовцы взрослого состава (после 25 лет) позволяют создать возвратный механизм: их дети приходят в КСП «Свечи» и все повторяется заново, поколения связываются одной нитью.

Завершая рассмотрение темы можно смело сказать, что клуб самодеятельной песни «Свечи» успешно решает поставленные перед собой задачи. На данный момент КСП «Свечи» это:
1. Особая среда, способствующая воспитанию патриотизма, как важнейшей духовной ценности
2. Особая среда, позволяющая формировать активную жизненную позицию
3. Особая среда, влияющая на общество

В 1989 году КСП «Свечи» своим появлением и активной деятельностью положил начало детскому клубному движению в жанре бардовской песни в Сибири, а затем и в России. По кольцовскому примеру появилось большое количество клубов и детских фестивалей. А, следовательно, педагогическая система и идеи «Свечей» получили распространение в обществе, они востребованы. Это обнадеживает и радует.